Переключатель версий
Сроки проведения и направления итогового сочинения (изложения) в 2023/2024 учебном году
Итоговое сочинение (изложение) для выпускников 11-х классов, как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, для выпускников прошлых лет (по желанию), в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования, проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и вторую среду апреля.
В 2023/2024 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится:
06декабря 2023 года,
07 февраля 2024 года,
10 апреля 2024 года.
Подход к формированию комплектов тем итогового сочинения осуществляется следующим образом: формируется закрытый банк тем итогового сочинения на основе тех тем, которые использовались в прошлые годы.
Структура закрытого банка тем итогового сочинения
|
|
Разделы и подразделы |
|
1 |
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека |
|
1.1 |
Внутренний мир человека и его личностные качества |
|
1.2 |
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом |
|
1.3 |
Познание человеком самого себя |
|
1.4 |
Свобода человека и ее ограничения |
|
2 |
Семья, общество, Отечество в жизни человека |
|
2.1 |
Семья, род; семейные ценности и традиции |
|
2.2 |
Человек и общество |
|
2.3 |
Родина, государство, гражданская позиция человека |
|
3 |
Природа и культура в жизни человека |
|
3.1 |
Природа и человек |
|
3.2 |
Наука и человек |
|
3.3 |
Искусство и человек |
|
3.4 |
Язык и языковая личность |
Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы раздела:
- связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;
- нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
- касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
- позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
- побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы раздела:
- связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
- нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
- касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
- позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;
- побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы раздела:
- связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;
- нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;
- касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);
- позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;
- побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.
Каждый комплект включает не пять, а шесть тем – по две темы из каждого раздела банка:
Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека».
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение), но не более двух раз и только в сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).










